Неточные совпадения
Человеческая жизнь — сновидение, говорят философы-спиритуалисты, [Спиритуали́зм — реакционное идеалистическое
учение, признающее
истинной реальностью дух, а не материю.] и если б они были вполне логичны, то прибавили бы: и история — тоже сновидение.
Я верю в истину и справедливость этого
учения и торжественно признаю, что вера без дел мертва есть и что всякий
истинный христианин должен бороться за правду, за право угнетенных и слабых и, если нужно, то за них пострадать: такова моя вера» [См.: А. Воронский. «Желябов».
Непонимание
учения Христа в его
истинном, простом и прямом смысле в наше время, когда свет этого
учения проник уже все самые темные углы сознания людского; когда, как говорил Христос, теперь уже с крыш кричат то, что он говорил на ухо; когда
учение это проникает все стороны человеческой жизни: и семейную, и экономическую, и гражданскую, и государственную, и международную, — непонимание это было бы необъяснимо, если бы непониманию этому не было причин.
Так это было с самых первых времен христианства. И вот тут-то, с самых первых времен его, появились люди, начавшие утверждать про себя, что тот смысл, который они придают
учению, есть единый
истинный и что доказательством этого служат сверхъестественные явления, подтверждающие справедливость их понимания.
Вот эти-то собрания, перешедшие впоследствии при помощи поддержки власти в могущественные учреждения, и были главными препятствиями распространению
истинного понимания
учения Христа.
Учение христианское кажется исключающим возможность жизни только тогда, когда люди указание идеала принимают за правило. Только тогда представляются уничтожающими жизнь те требования, которые предъявляются
учением Христа. Требования эти, напротив, одни дают возможность
истинной жизни. Без этих требований невозможна бы была
истинная жизнь.
Для покорения христианству диких народов, которые нас не трогают и на угнетение которых мы ничем не вызваны, мы, вместо того чтобы прежде всего оставить их в покое, а в случае необходимости или желания сближения с ними воздействовать на них только христианским к ним отношением, христианским
учением, доказанным
истинными христианскими делами терпения, смирения, воздержания, чистоты, братства, любви, мы, вместо этого, начинаем с того, что, устраивая среди них новые рынки для нашей торговли, имеющие целью одну нашу выгоду, захватываем их землю, т. е. грабим их, продаем им вино, табак, опиум, т. е. развращаем их и устанавливаем среди них наши порядки, обучаем их насилию и всем приемам его, т. е. следованию одному животному закону борьбы, ниже которого не может спуститься человек, делаем всё то, что нужно для того, чтобы скрыть от них всё, что есть в нас христианского.
Так что, как сведения, полученные мною после выхода моей книги о том, как не переставая понималось и понимается меньшинством людей христианское
учение в его прямом и
истинном смысле, так и критики на нее, и церковные и светские, отрицающие возможность понимать
учение Христа в прямом смысле, убедили меня в том, что тогда как, с одной стороны, никогда для меньшинства не прекращалось, но всё яснее и яснее становилось
истинное понимание этого
учения, так, с другой стороны, для большинства смысл его всё более и более затемнялся, дойдя, наконец, до той степени затемнения, что люди прямо уже не понимают самых простых положений, самыми простыми словами выраженных в Евангелии.
То же и для тех так называемых преступников, живущих внутри наших обществ. Для того, чтобы покорить этих людей христианству, есть только одно-единственное средство: христианское общественное мнение, которое может быть установлено среди этих людей только
истинным христианским
учением, подтвержденным
истинным христианским примером жизни.
Вы еще слишком молоды, чтобы понять
истинное значение всего сказанного здесь, но заботьтесь прежде всего о том, чтобы следовать всегда данным приказаниям и
учениям.
Церковь как церковь, какая бы она ни была — католическая, англиканская, лютеранская, пресвитерианская, всякая церковь, насколько она церковь, не может не стремиться к тому же, к чему и русская церковь, к тому, чтобы скрыть настоящий смысл
учения Христа и заменить его своим
учением, которое ни к чему не обязывает, исключает возможность понимания
истинного, деятельного
учения Христа и, главное, оправдывает существование жрецов, кормящихся на счет народа.
В этом освобождении — увеличении этой силы и состоит, по
учению Христа,
истинная жизнь человека.
Истинная жизнь, по прежним условиям, состоит в исполнении правил, закона; по
учению Христа она состоит в наибольшем приближении к указанному и сознаваемому каждым человеком в себе божескому совершенству, в большем и большем приближении к слиянию своей воли с волей божией, слиянию, к которому стремится человек и которое было бы уничтожением той жизни, какую мы знаем.
Лютеранский же катехизис гласит: Die wahre Kirche wird darin erkannt, dass in ihr das Wort Gottes lauter und rein ohne Menschenzusätze gelehrt und die Sacramente treu nach Christi Einsetzung gewahret werden. [
Истинная церковь узнается по тому, что в ней слово бога ясно и чисто, без человеческих прибавлений преподается и таинства верно по
учению Христа установлены.]
Чем шире распространялось христианство и чем большую оно захватывало толпу неподготовленных людей, тем менее оно понималось, тем решительнее утверждалась непогрешимость понимания и тем менее становилась возможность понять
истинный смысл
учения.
Так что сведения, полученные мною о том, в какой степени уже давно разъяснено и всё больше и больше разъясняется
истинное значение
учения Христа, и о том, как относятся к этому разъяснению и исполнению
учения высшие, правящие классы не только в России, но в Европе и в Америке, убедили меня в том, что существует в этих правящих классах сознательно враждебное отношение к
истинному христианству, выражающееся преимущественно замалчиванием всех проявлений его.
Если бы это были какие-нибудь изуверы, проповедующие какую-нибудь особую веру, можно бы было, благодаря тем суевериям лжи, которые примешиваются ими к их
учению, опровергнуть и то
истинное, что они исповедуют.
Восемнадцать веков эти сделали то, что теперь люди, продолжая жить языческой жизнью, не соответствующей возрасту человечества, не только видят уже ясно всю бедственность того состояния, в котором они находятся, но в глубине души верят (только потому и живут, что верят) в то, что спасение от этого состояния только в исполнении христианского
учения в его
истинном значении.
Так или иначе, но все люди нашего времени в сознании своем не только отрицают существующий отживший языческий строй жизни, но и признают, часто сами не зная этого и считая себя врагами христианства, то, что спасение наше только в приложении к жизни христианского
учения или части его в его
истинном значении.
Как ни странно это кажется для нас, людей воспитанных в ложном
учении о церкви как о христианском учреждении и в презрении к ереси, — но только в том, что называлось ересью и было
истинное движение, т. е.
истинное христианство, и только тогда переставало быть им, когда оно в этих ересях останавливалось в своем движении и так же закреплялось в неподвижные формы церкви.
Оказывается, что всё то, что было сделано теми людьми, которые поняли
учение Христа прямо и жили сообразно с таким пониманием, — всё то, что делали и говорили все
истинные христиане, все христианские подвижники, всё то, что преобразовывает мир теперь под видом социализма и коммунизма, всё это преувеличения, о которых не стоит и говорить.
«Сеть веры» есть
учение Христово, которое должно извлекать человека из темной глубины житейского моря и его неправд.
Истинная вера состоит в том, чтобы верить божьим словам; но теперь пришло такое время, что люди
истинную веру принимают за ересь, и поэтому разум должен указать, в чем состоит
истинная вера, если кто этого не знает. Тьма закрыла ее от людей, и они не узнают
истинного закона Христа.
Учение это, по мнению людей науки, заключающееся только в его догматической стороне — в
учении о троице, искуплении, чудесах, церкви, таинствах и пр. — есть только одна из огромного количества религий, которые возникали в человечестве и теперь, сыграв свою роль в истории, отживает свое время, уничтожаясь перед светом науки и
истинного просвещения.
Чем дальше жило человечество, тем более и более уяснялся ему смысл христианства, как это не могло и не может быть иначе со всяким
учением о жизни. Последующие поколения исправляли ошибки предшественников и всё более и более приближались к пониманию
истинного его смысла.
По
учению Христа человек, который видит смысл жизни в той области, в которой она несвободна, в области последствий, т. е. поступков, не имеет
истинной жизни.
Истинную жизнь, по христианскому
учению, имеет только тот, кто перенес свою жизнь в ту область, в которой она свободна, — в область причин, т. е. познания и признания открывающейся истины, исповедания ее, и потому неизбежно следующего, — как воз за лошадью, исполнения ее.
Но ничего подобного нет. Со всеми этими сочинениями повторяется одно и то же. Люди самых разных взглядов, как верующие, так и — что достойно удивления — неверующие либералы, как бы сговорившись, все одинаково упорно молчат о них, и всё то, что делается людьми для разъяснения
истинного смысла
учения Христа, остается неизвестным или забытым.
Кроме того, если бы Христос действительно установил такое учреждение, как церковь, на котором основано всё
учение и вся вера, то он, вероятно бы, высказал это установление так определенно и ясно и придал бы единой
истинной церкви, кроме рассказов о чудесах, употребляемых при всяких суевериях, такие признаки, при которых не могло бы быть никакого сомнения в ее истинности; но ничего подобного нет, а как были, так и есть теперь различные учреждения, называющие себя каждое единою
истинною церковью.
Но для каждого искреннего и серьезного человека нашего времени не может не быть очевидной несовместимость
истинного христианства —
учения смирения, прощения обид, любви — с государством, с его величанием, насилиями, казнями и войнами.
— В Англии же, — говорил он, — всякий человек читает библию и, принимая ее не исторически, а религиозно, воспитывает в себе дух не евангельский, а политический, — что, по мнению дяди, мешало
истинному преуспению в духе
учения Христова.
Николай Иванович. Я предполагаю, что вы приехали по приглашению Александры Ивановны, с тем чтобы отвлечь меня от моих заблуждений и направить на путь
истинный. Если это так, то не будем ходить вокруг да около, а прямо приступим к делу. Я не отрицаю, что я не согласен с
учением церкви, был согласен, а потом перестал. Но всей душой желаю быть в истине и тотчас же приму ее, если вы покажете мне ее.
Говоря о христианском
учении, ученые писатели обыкновенно делают вид, что вопрос о том, что христианство в его
истинном смысле неприложимо, уже давным-давно окончательно решен.
С тех пор как есть люди, разумные существа, они различали добро от зла и пользовались тем, что до них в этом различении сделали люди, — боролись со злом, искали
истинный наилучший путь и медленно, но неотступно подвигались на этом пути. И всегда, заграждая этот путь, становились перед людьми различные соблазны, суеверия и ложные
учения, говорившие людям, что этого не нужно делать, что не нужно ничего искать, что им и так хорошо и нужно жить, как живется.
Хотя бы весь мир признавал
учение истинным и как бы древне оно ни было, человек должен проверять его разумом и смело откидывать, если оно не сходится с требованиями разума.
И вот одни люди, поняв это
учение во всем его
истинном смысле и предвидя, вследствие применения к жизни этого
учения, уничтожение всех тех выгод и преимуществ, которыми они пользовались и пользуются, распяли Христа и потом распинали и до сих пор распинают его учеников.
От этого-то богатые люди и преследовали первых христиан, и от этого-то и сделалось то, что, когда стало ясно, что истину нельзя уже скрывать, богатые извратили христианское
учение так, что
учение это перестало быть
истинным христианским, а сделалось служителем богатых.
Часто самые простые, неученые и необразованные люди вполне ясно, сознательно и легко воспринимают
истинное христианское
учение, тогда как самые ученые люди продолжают коснеть в грубом язычестве. Бывает это оттого, что простые люди большей частью смиренны, а ученые большей частью самоуверенны.
Человек, наученный церковью тому кощунственному
учению о том, что человек не может спастись своими силами, а что есть другое средство, неизбежно будет прибегать к этому средству, а не к своим силам, на которые, его уверяют, грех надеяться.
Учение церковное, всякое, своим искуплением и таинствами исключает Христово
учение в его
истинном смысле.
И понимая так превратно
учение Христа, люди, не желающие ему следовать, делают одно из двух: или, признавая совершенство недостижимым (что совершенно справедливо), откидывают всё
учение как неисполнимую мечту (это делается светскими людьми), или, что самое вредное и распространенное и делалось и делается большинством людей, считающих себя христианами, это — то, чтобы, признавая совершенство недостижимым, исправлять, то есть извращать,
учение и вместо
истинного христианского
учения, состоящего в вечном стремлении к божескому совершенству, исполнять правила, называемые христианскими, но большей частью прямо противные христианству.
А между тем разве это могло быть иначе с
учением, которое среди людей, веровавших в то, что бог разделил людей на господ и рабов, на верных и неверных, на богатых и бедных, учило
истинному равенству людей, тому, что все люди сыны бога, что все — братья, что жизнь всех одинаково священна.
Такое
учение произвело и производит ужасные бедствия и более всего другого задерживает
истинное совершенствование человечества.
Христианское
учение тем и отличается от всех общественных
учений, что оно говорит не о том или другом устройстве жизни, а о том, в чем заключается зло и в чем
истинное благо жизни каждого человека, а потому и всех людей.
Ничто так не уродует жизни людей и так верно не лишает их
истинного блага, как привычка жить не по
учению мудрых людей мира и не по своей совести, а по тому, что признают хорошим и одобряют те люди, среди которых живет человек.
Так как в
истинном христианском
учении нет никаких оснований для учреждения брака, то люди нашего христианского мира, не веря в церковные определения брака, чувствуя, что это учреждение не имеет основания в христианском
учении, и вместе с тем не видя перед собою, закрытого церковным
учением идеала Христа — полного целомудрия, остаются по отношению брака без всякого руководства.
И потому церкви, возникшие из непонимания и поддерживающие это непонимание своей неподвижностью, не могут не преследовать и не гнать всякое
истинное понимание христианского
учения.
Ответ на это лжеучение дает христианское
учение в его
истинном значении.
То же и с
учениями о вере. Ложные учителя привлекают людей к доброй жизни тем, что пугают наказаниями и заманивают наградой на том свете, где никто не был.
Истинные же учителя учат только тому, что начало жизни, любовь, само живет в душах людей и что хорошо тому, кто соединился с ним.
Другие же люди, также поняв
учение в его
истинном смысле, шли и идут на распятие, всё ближе и ближе подвигая время нового устройства мира на законе любви.
Но всегда и везде ложные учителя поучали людей тому, чтобы признавать богом то, что не есть бог, и законом бога то, что не есть закон бога. И люди верили ложным
учениям и удалились от
истинного закона жизни и от исполнения
истинного закона его, и жизнь людей становилась от этого труднее и несчастнее.
Храм этот —
истинная жизнь людей. Дверь храма — это
учение мудрости. Мудрость же дается смиренным, тем, кто не возвышает, а умаляет себя.
По
истинному христианскому
учению, цель жизни — благо, и благо это получается здесь.
Для выяснения взглядов Я. Беме надо иметь в виду его
учение о «Деве Софии», которое осталось определяющим и для Дж. Пордэджа [Божественная и
истинная метафизика, стр.119–124.].